Анализ модели очень важен при конструировании. Процесс разработки чертежей конструкции модели на основе базовой конструкции называют техническим моделированием. Исходная модель задается рисунком или фотографией, реже – готовым образцом.

При техническом моделировании возникают две большие проблемы. Первая из них состоит в том, что необходимо выбрать наиболее подходящую по покрою и силуэту базовую основу. Вторая – как можно более точно перенести на чертежи деталей базовой основы конструктивные и декоративные линии модели; установить размеры и местоположение мелких и отделочных деталей.
Сложность решения первой проблемы заключается в том, что выбрать подходящий силуэт – значит достаточно точно установить у модели степень ее прилегания на различных конструктивных участках. Сделать это трудно, так как неизвестны размеры и форма фигуры, на которую модель одета.

При решении второй проблемы сложность состоит в том, что на рисунке или фотографии модель, как правило, располагается не фронтально, а в ракурсе, с поворотом, изгибом. Перспектива искажает истинные расстояния между конструктивными линиями, истинные размеры и форму деталей. Кроме того, боковая часть модели зачастую закрыта рукавами и не видна.

Для решения этих проблем и правильного выполнения чертежей деталей модели техническое моделирование необходимо выполнять в следующей последовательности:

  • Изучение и анализ моделей
  • Выбор базовой основы конструкции
  • Уточнение чертежей базовой основы и нанесение на них модельных особенностей
  • Проверка разработанных чертежей конструкции новой модели.

С чего начать анализ модели

Работу начинают с внимательного рассматривания рисунка или фотографии, на которых изображена модель, одетая на фигуру. Для облегчения анализа изображение с рисунка или фотографии переносят на кальку. Копию тщательно сверяют с оригиналом.
В первую очередь по копии определяют местоположение конструктивных сечений фигуры, так как только установив пропорции и некоторые из размеров нарисованной фигуры можно определить степень прилегания модели к этой фигуре на различных конструктивных участках. Для этого на копию наносят вспомогательные линии.

Сначала проводят центральную линию фигуры, которая на чертеже конструкции будет соответствовать средней линии полочки. Ориентирами служат: яремная ямка, середина между выступающими точками груди, середины расстояний между вертикальными конструктивными или декоративными линиями модели и симметрично расположенными деталями.

Затем на копии проводят поперечные линии конструктивных сечений нарисованной фигуры: плеча, груди, талии, бедер, колена. Этим линиям на чертежах базовой основы будут соответствовать линии базисной сетки: уровень глубины горловины полочки, высоты груди, талии, бедер, колена.

Нанесение указанных линий проводят, используя закономерности строения пропорциональной фигуры по которым расстояние от подбородка до линии глаз укладывается два раза по длине головы. Длина головы составляет 1/8 длины тела. Откладывая длину головы от макушки вниз два раза, получают линию груди, три раза – линию талии, четыре раза – линию бедер, шесть раз – линию колена. Линия плеча соответствует положению яремной ямки, которая располагается вниз от подбородка на расстоянии равном расстоянию от подбородка до линии глаз. У пропорциональной фигуры ширина бедер равна ширине плеч, а линия локтя совпадает с линией талии.

Проведение на копии линии являются строго вертикальными и горизонтальными только в случае, когда изображение модели на рисунке или фотографии является фронтальным. Во всех остальных случаях центральная линия фигуры будет изогнута, а горизонтали наклонны. Но всегда поперечные линии будут перпендикулярны центральной линии фигуры.

Нанесенная на копию сетка линий помогает выявить пропорции и некоторые и размеров нарисованной фигуры. Теперь рассматривают модель изделия, сравнивая ее размеры и форму относительно пропорций и размеров нарисованной фигуры. При этом последовательно отмечают особенности модели в следующем порядке:

  • Форма линии плеча, длина плечевого ската, высота плеча модели;
  • Степень прилегания модели по линии груди, талии, бедер;
  • Уровень расположения линии низа модели; ширина модели по линии низа;
  • Форма боковой линии модели в целом, на участках лифа и юбки;
  • Глубина проймы и ее форма;
  • Ширина, глубина и форма горловины;
  • Конструктивные линии обеспечивающие выпуклость в области груди (вытачки, рельеф, подрезы, кокетки, складки), их местоположение и форма;
  • Конструктивные линии обеспечивающие выпуклость в области лопаток, их местоположение, форма;
  • Конструктивные линии обеспечивающие прилегание или расширение в области тили и бедер, их положение и форма;
  • Ширина борта модели, число петель, их положение, направление разреза;
  • Ширина лацкана и форма его угла;
  • Ширина воротника и форма его конца;
  • Положение, конструкция, форма карманов;
  • Ширина, длина рукава; форма рукава; конструкция и конфигурация низа рукава;
  • Положение, размер, форма пояса, хлястика, клапана и других мелких деталей.

Линию плеча уточняют по отношению к положению линии плеча на нарисованной фигуре.

Уровень линии талии модели определяют по отношению к положению линии талии фигуры. Ширину изделия на этом участке уточняют, сравнивая ее с шириной плеч фигуры.

Длину изделия в целом уточняют, ориентируясь на положение линии колена. При этом обязательно учитывают уровень линии талии фигуры. Длину лифа, юбки и рукава определяют, также пользуясь положением линий талии и колена фигуры. Ширину изделия на уровне бедер и внизу корректируют с учетом ширины изделия по линии плеча и по линии талии.

Глубину проймы устанавливают по ее положению относительно линий плеча и талии в модели.

Линию горловины оформляют, учитывая положение яремной ямки и основания шеи фигуры.

Линии рельефов, подрезов, кокеток наносят на чертежи базовой основы учитывая, что эти линии размещают в основном на той части чертежа, которая ограничена средней линией детали (полочки или спинки) и вертикалью, проведенной касательно к линии проймы. Именно эта часть модели бывает видна на рисунке или фотографии. Те боковые части полочки и спинки, что лежат под линией проймы, на рисунках или фотографиях закрыты руками и не видны.

Ширину борта модели определяют относительно расстояния между выступающими точками груди фигуры или относительно конструктивных линий модели.

Для правильного определения положения линий лацкана и воротника целесообразно сначала найти положение линии перегиба лацкана. Затем перенести на чертеж основы положения лацкана и воротника в готовом виде, уточняя размеры, форму, взаимоположение лацкана и воротника.

Положение петель и пуговиц соотносят с положением линий груди, талии и бедер. Это особенно важно для изделий с полуприлегающим и прилегающим силуэтом.

Положение, форму карманов и других мелких деталей уточняют по отношению к конструктивным линиям модели. Их размеры должны быть пропорциональны размерам основных деталей.

Вспомогательная сетка линий, нанесенная на копию рисунка, помогает установить форму и пропорции модели, положение линий талии на модели относительно пропорций фигуры, а так же определить длину изделия и рукава. Эти же линии помогают определить, какое место и какую часть поверхности занимает конкретная деталь.

Для уточнения размеров деталей и их взаимного расположения иногда используют расчет размеров через масштаб рисунка. Проводят два измерения: один на рисунке, другой на чертеже базовой конструкции. Измеряют расстояние между одноименными точками. Отношение длины отрезка на чертеже к длине того же отрезка на рисунке является масштабом рисунка. Отрезок, который измеряют на рисунке, должен располагаться во фронтальной плоскости, без перспективных искажений. В тоже время, расположение этого отрезка на чертеже должно определяться просто и точно. Это два условия установления точного масштаба рисунка. Зная его, длину отдельных линий и размер деталей на чертеже определяют умножение длины отрезка на рисунке на масштаб рисунка. Наибольший эффект этот метод дает, когда разрабатывают модели по фотографии.

Иногда, вместо рисунка или фотографии имеется готовый образец изделия. В этом случае работа значительно облегчается, так как конкретную модель можно измерить и тем самым точно установить как параметры конструкции, так и модельные особенности, которые затем без труда можно перенести на чертеж базовой основы.

В результате изучения и анализа модели устанавливают вид изделия, общий силуэт и покрой модели, что позволяет правильно выбрать базовую основу конструкции. Кроме того, устанавливают местоположение конструктивно-декоративных линий модели для последующего перенесения модельных особенностей на чертежи базовой основы.

Выбор базовой основы конструкции

Определив вид изделия и установив в результате анализа его покрой и силуэт, выбирают базовую основу конструкции, чертежи деталей которой в наибольшей степени приближаются к исходной модели.

Выбор проводят, принимая во внимание:

  • Вид изделия (платье, костюм, плащ, пальто и т.д.);
  • Вид материала (хлопок, шелк, костюмная шерсть, пальтовый драп и т.д.);
  • Покрой изделия (с втачным рукавом, с цельновыкроенным рукавом, реглан и т.д.);
  • Силуэт модели (прямой, полуприлегающий, прилегающий, трапеция и т.д.);
  • Размер изделия.

При выборе базовой основы необходимо, чтобы чертежи конструкции соответствовали тому виду изделия, какой изображен на рисунке. Это связано с тем, что, при разработке разных видов изделий, построение чертежей основ конструкции осуществляют с использованием разных величин прибавок на свободное облегание.

Вид материала также существенен при выборе базовой основы, ибо при построении чертежей основ конструкции используют разные прибавки на толщину материалов; учитывают их формообразующие свойства.

Размер базовой основы должен соответствовать размеру фигуры, на которую разрабатывают модель.

После выбора базовой основы делают копии с чертежей деталей. Для этого контуры деталей переносят на плотную бумагу, одновременно переводя на копии положение линии груди, талии, бедер, а так же всех контрольных знаков. Копии тщательно сверяют с оригиналом.

Нанесение модельных особенностей

Копии чертежей базовой основы уточняют, если размеры фигуры, на которую разрабатывают модель, имеет отклонение от размеров типовой фигуры, на которую построены чертежи базовой основы.

В соответствии с результатами анализа модели на уточненные копии чертежей базовой основы наносят модельные особенности. Укорачивают или удлиняют линию плеча, уточняют высоту плечевой точки на спинке и полочке. Уточняют положение линии талии и ширину полочки и спинки на этом участке. Уточняют ширину деталей по линиям талии и бедер. Укорачивают или удлиняют детали лифа и юбки. Оформляют линию горловины.

Наносят линии рельефов, подрезов, кокеток, вставок. Наносят линии борта, лацкана, воротника, уточняют их форму. После чего способом симметричного построения строят лацкан и борт в отогнутом виде относительно линии перегиба лацкана. Уточняют положение петель и пуговиц.

Наносят линии карманов, уточняют их форму. Наносят линии других мелких деталей.

В соответствии с моделью перемещают вытачки в новое положение или совмещают их с рельефами, кокетками, подрезами, складками, сборками. Проводят параллельное или коническое расширение деталей для образования складок, сборок, фалд.


0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *